«Обновление содержания образования: психологическая поддержка участников образовательного процесса»

«Обновление содержания образования: психологическая поддержка участников образовательного процесса»
Психологические проблемы школьной отметки и оценки

Лекторы

Мероприятие завершилось

Для участие в вебинаре необходимо зарегистрироваться по ссылке

Или заполнить заявку и отправить на почту eso@mcfr.kz

Для подключения к вебинару понадобятся стабильный Интернет, наушники или колонки.

Участникам предоставляется возможность заранее задать интересующие вопросы по данной теме.

Аудитория: Директора школ, заместители директора школы, психологи, классные руководители, учителя предметники, родители.

Вопросы, рассматриваемые на вебинаре: 

1. Психологическая характеристика педагогической оценки: виды, функции.

2.  Психологические проблемы школьной отметки и оценки.

3.  Оценка и отметка в социальной жизни школьника

4.  Оценка и отметка в школьной жизни ребенка

5.  Оценка и отметка в семейной жизни школьника

6.  Оценка и отметка в учебной деятельности школьника

Лектор: Тифанциди Наталья Алексеевна, директор «ОСШ №17 с ДМЦ» Талгарского района, Алматинской области

Участие в вебинаре даст возможность

  1. Директору школы и его заместителям: оказать методическую и психологическую помощь учителям при переходе на безотметочную систему в учебном процессе (формативное оценивание)
  2. Психологу и классным руководителям: правильно подобрать средства формирования мотивов учения не зависящих от школьной отметки.
  3. Учителям предметникам: изменить свой взгляд на школьную оценку и отметку и строить работу так, чтобы без бальной отметки уметь оказывать воздействие на мотивацию и на достижения.

Краткое описание вебинара

Одним из важных составляющих обновления содержания образования является поиск путей совершенствования оценки результатов обучения. Подобный поиск привел к так называемому «безотметочному» обучению в течении четверти. Отметка ставится только за СОР и СОЧ. Что мы видим сегодня на практике? Учителя столкнулись с тем, что они не знают или знают, но не умеют правильно подобрать средства формирования мотивов учения не зависящих от школьной отметки.  

В практике обновленного содержания образования «оценка» - формативное оценивание, «отметка» - суммативное оценивание.

Как психологически перестроится и адаптироваться в «бозотметочной» системе? Мы привыкли к тому, что школьная отметка это мощный мотивационный фактор, который влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя или затормаживая ее. Отметка глубоко затрагивает все сферы жизни ребенка. Она превращается в характеристику личности ребенка, влияет на его самооценку, во многом определяет систему его социальных отношений в семье и школе. Для окружающих ребенка людей - родителей, родственников, учителей, одноклассников - очень существенно, «отличник» ребенок или «троечник», при этом престиж первого не сопоставим со спокойным безразличием ко второму. Мы привыкли к психологическому смыслу отметки, как к средству мотивации к обучения. Что теперь делать? Как адаптировать пятиклассников и семиклассников к такой «безотметочной» системе, которые за все годы обучения привыкли к социальной сущности отметок: торжествующей «пятерки», обнадеживающей «четверки», привычной «тройки» и угнетающей «двойки»? В чем разница «оценки» и «отметки»?

«Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.

«Оценка» - это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
«Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности.

Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний.
Оценка должна предшествовать отметке.

Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение).
Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.

«Отметка» - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.

Отметка выводится из оценки.

Учитель, ставя отметку в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегрированным показателем:
-уровня учащегося относительно определенного эталона,

-уровня учащегося относительно класса в целом,

-уровня учащегося относительно себя самого в предшествующий пе­риод.

На практике мы наблюдаем обратную картину: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Это не верно. Более того, комментарии часто носят краткий, свернутый характер.

Ведь смысл комментирования отметок, а если быть точным - оценочных суждений учителя, заключается, во-первых, в указании на наиболее ти­пичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулирова­нии интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.

Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Ученик ведет оценку своих знаний (во время опроса, при выполнении письменных, контрольных работ) параллельно с учителем. Как показывают исследования, учащиеся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учителя не совпадают. Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем реже он соглашается с учительской оценкой. Несовпадение собственной оценки с учительской у средне- и слабоуспевающих учащихся говорит о неадекватности их самооценки, завышенном представлении о собственных познавательных возможностях. Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе которого учащиеся оспаривают справедливость отметки.

В процессе вебинара постараемся ответить на поставленные вопросы. И выработать конкретные советы по организации работы учителя в условиях формативного и суммативного оценивания знаний учащихся.

Комментарии

    Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

    Другие комментарии

    Прикрепленные файлы

    ×
    Зарегистрируйтесь что бы участвовать в вебинаре

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Я тут впервые
    Это займет всего минуту