«Управление процессом обновления содержания образования в общеобразовательной школе»

«Управление процессом обновления содержания образования в общеобразовательной школе»
Причины сопротивления изменениям в организации образовательного процесса.

Лекторы

Мероприятие завершилось

Для участия в вебинаре необходимо заполнить заявку для регистрации и отправить на электронный адрес: eso@mcfr.kz

Для подключения к вебинару необходимо иметь бесперебойный Интернет, наушники или колонки.

Вебинар будет полезен

Для директоров школ, заместителей директоров школ, руководителей методических объединений, учителей-предметников.
Вопросы, рассматриваемые на вебинаре

1. Содержание образования, цели, ценности, культура, прогресс и устойчивое развитие общества.

2. Причины сопротивления изменениям в организации образовательного процесса.

3. Механизмы обучения и развития учителей в условиях перехода на обновленное  содержание образования: «обучение взрослых по-взрослому».

4. Управление изменениями в организации образования в условиях перехода на обновленное содержание образования. 

Участие в вебинаре даст вам возможность

1. Создать команду единомышленников при решении вопросов обновления содержания образования в общеобразовательной школе и обеспечить эффективную коммуникацию со всеми участниками учебного процесса.

2. Научиться ставить стратегические цели и первостепенные задачи организации непрерывного образования и повышения квалификации педагогов.

3. Научиться расставлять приоритеты и определять функциональные обязанности всех участников учебного процесса.

Краткое описание вебинара

В течение вебинара  лектор осветит вопросы, связанные с управлением процессом обновления содержания образования в общеобразовательной школе. Лекция будет сопровождаться слайдами и краткой необходимой информацией по раскрываемой теме. 

Одной из характерных черт, присущих современному образованию, стало осознание обществом необходимости придания деятельностной направленности образовательному процессу, что привело к вопросу обновления содержания образования в РК. А также остро стоящий вопрос повышения качества образования стал одной из концептуальных проблем в эволюции образования современного мира, придав особую важность аспекту содержания образования, единству и объему знаний, умений и компетенций, лежащих в основе понятия «образованность».

Содержание образования представляет собой определяющий образовательную среду, подверженный постоянным изменениям базовый структурный компонент образовательного пространства, имеющий открытый, рефлексивный и вариативный характер. Спроектированное и построенное в соответствии со смыслом и задачами, личностно ориентированного, компетентностного и культурологического подходов оно имеет доминантой целенаправленное формирование и воспитание гармонично развитой личности в результате активного и творческого взаимодействия субъектов педагогического процесса и ведет к наиболее полному усвоению составляющего его, соответствующего требованиям времени социального опыта во всех аспектах и перспективах его проявления.

Условно можно определить три направления обновления содержания образования в Казахстане:

1) изменения в самом содержании образования;

2) изменения во взаимоотношениях в учебном процессе;

3) изменения в оценивании результатов обучения.

Что мы планируем иметь в конечном итоге? Системное изменение всех компонентов образования:

 – цели (т. е. ответить на вопрос «Зачем учить?»);

 – содержания (т. е. «Чему учить?»);

 – методов, форм и средств обучения (т. е. «Как учить?»).

И это надо сделать на всех уровнях образования.

Это системное изменение должно быть управляемым, и это управление изменениями в организации образования лежит на плечах директора школы и его команды. Чтобы изменение было управляемым, необходимо создать систему повышения педагогической компетенции учителей. А для этого нужно выявить профессиональные запросы, затруднения и причины сопротивления изменениям.

В процессе своей работы все школьные управленцы не один раз сталкивались с изменениями в области образования. Попробуйте вспомнить, какие чувства были тогда, когда мы перешли на казахстанские учебники и казахстанское содержание образования? Какие были чувства, когда нам объявили о переходе на 12-летнее образование? Какие чувства вы испытываете сейчас, когда мы слышите о трехъязычном образовании, о совершенно другой системе оценки знаний? Отношение к переменам неоднозначное или часто негативное. Хочу заверить вас, что это совершенно естественно. Почему? Да потому что основная причина сопротивления переменам – страх. Объяснений у него много. Вот какие причины называют наши учителя, отвечая на вопрос «Почему мы боимся перемен?»:

  • Страх неизвестности: что с нами будет? Где мы будем в результате? Вдруг у меня не получится?
  • Боязнь критики со стороны других людей: вдруг обо мне что-то не то скажут или подумают?
  • Опасность за свою квалификацию: справлюсь ли я?
  • Лень и нежелание брать на себя новую непонятную нагрузку: к старым обязанностям добавляются новые…, а есть еще семья и домашние проблемы и обязанности).
  • Привычка жить по-старому, угроза стабильности: как это повлияет на меня и мою семью?
  • Непонятные схемы действий: нет образца или алгоритма действий, а если есть, то часто результат не такой, как в модели для сравнения.

Выделить что-то одно сложно – эти факторы действуют в комплексе. На глубинном уровне они затрагивают наши ценности, являются угрозой для личности.

Чтобы определиться, какие факторы тормозят процесс обновления в вашей организации образования необходимо сделать анализ стилей реагирования на изменения, мотивации к процессу изменений; понимание того, какие потребности являются ведущими у участников образовательного процесса и как мотивировать подчиненных на выполнение поставленных задач в ситуации обновления содержания образования.

Активное участие министерства и высшего руководства в проведении реформ в образовании крайне необходимо, но во главе этих процессов становятся, как правило, руководители среднего и нижнего уровней (директора и учителя школ). Какими бы ни были топ-менеджеры, им всё равно нужны «полевые командиры» для продвижения своих идей.

Управление в условиях обновления содержания образования – это, прежде всего, последовательность действий, нацеленных на перестройку организации образования, и приспособление ее к существенно меняющимся обстоятельствам.

Чтобы управлять процессом обновления содержания образования, школьным управленцам необходимо

– иметь ясные цели изменений, встроенные в стратегию развития школы, представлять себе этапы внедрения изменений и уметь передать свое видение подчиненным;

 – продумывать специальные «мотивирующие» учителей мероприятия, применять моральное и материальное стимулирование для их мобилизации на преодоление препятствий и заинтересованность в изменениях;

 – обучать учителей новым методам работы и поддерживать их внедрение;

 – понимать, что начав процесс изменений, придется идти до конца.

Для этого необходим хорошо продуманный процесс индивидуального обучения учителей и внесения изменений в культуру школы, который включает следующие этапы:

1) убеждение в необходимости перемен;

2) осуществление прорыва в знаниях;

3) последующий прорыв в мышлении;

4) прорыв в поведении.

И тогда в школе на первый план выходят организация оптимальной структуры обучения, выбор наиболее эффективных и доступных максимальному числу сотрудников методов обучения «взрослых по-взрослому».

Ответы на вопросы будут осуществлены в конце лекции, а при нехватке времени – аргументированные ответы лектора на поступившие вопросы будут помещены в нашей Электронной системе «ACTUALIS: Образование».

Комментарии

    Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

    Другие комментарии

    Прикрепленные файлы

    ×
    Зарегистрируйтесь что бы участвовать в вебинаре

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Это займет всего минуту
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль